Сравнение с западными вертолетами

Созданный в СССР ударный и транспортный вертолет Ми-24 за необычную форму прозванный крокодилом, составлял основу вооруженных сил многих, дружественных нам государств, хотя по НАТОвской классификации он Hind - «Лань». Однако просуществовал он не долго, бурное развитие новых видов вооружения и бортовой электроники требовало создания новой техники. Именно такой машиной стал созданный в ОКБ Миля модернизированный вариант вертолета под обозначением Ми-35.

Машина сохранила универсальность и надежность предшественника и может применяться как боевой, транспортный или санитарный вертолет. Производством и модернизацией ранних моделей техники занимается завод корпорации «Росвертол», расположенный в Ростове-на-Дону.

История создания

Разработка улучшенного варианта ударной машины Ми-24В началась в конце прошлого столетия. Целью работ являлось повышение конкурентоспособности вертолета на зарубежных рынках. Новый вариант машины 24В получил обозначение Ми-35, а для доработанной версии 24Д стал применяться индекс Ми-35П. Причем для поставок на внутренний рынок подобные машины не были предназначены.

В 2000-м году по программе модернизации данного вертолета были доработаны первые машины, которые впоследствии поставили для ВВС Зимбабве. Большое внимание при доработке было уделено улучшению электронного оборудования. На вертолетах стали использоваться приборы ночного видения и тепловизорные определители целей, способные выполнять обнаружение объектов на расстоянии до 4000 м.

Оператор бортового вооружения видит объекты вокруг машины Ми-35 в секторе 240 град., что повышает вероятность поражения целей.

Для ориентации применена спутниковая навигационная система с выводом информации на отдельный многофункциональный экран. Дополнительное оборудование позволяет вертолету работать с неподготовленных площадок в любое время суток и при различных погодных условиях.

В 90-е годы появился проект доработанного варианта Ми-24ВМ, который поставлялся на экспорт как Ми-35М. Прототип новой машины появился в 1995 году, но испытания заняли почти 10 лет. Вертолеты модели Ми-35М поступают на внутренний рынок – для Российской армии поставлено не менее 60 единиц.

Вертолеты неплохо поставляются за рубеж – кроме ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан), машины имеются в ВВС стран Южной Америки и Ближнего Востока. Завод работает над созданием дальнейших модификаций – Ми-35М2 и М3, отличающихся вооружением и бортовой электроникой. Образец вертолета демонстрировался на выставке МАКС-2017.

Конструкция

Ключевым отличием ударного вертолета Ми-35М является применение неубирающегося шасси с усиленной амортизацией и точками крепления. Такое решение продиктовано спецификой использования вертолета – выполнение ударов с малых высот. При повреждении пилоты Ми-24 зачастую не успевали выпустить стойки, и машина разрушалась при падении.

На машинах Ми-35 применено крыло с уменьшенным размахом, имеющее две точки подвеса вооружения.

Решение несколько сократило перевозимый арсенал, но положительно сказалось на аэродинамике вертолета. На ранних выпусках вертолета применялись турбовальные установки модели ТВ3-117В, которые производились на территории Украины. Вскоре их место заняли российские аналоги ВК-2500-II, разработанные в КБ Климова.

Фактически, новые двигатели представляют собой развитие модели ТВ3-117В и обеспечивают мощность до 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режиме. В обычной эксплуатации моторы Ми-35 развивают по 1500 л.с. По отзывам летчиков, тональность работы двигателей различна, несмотря на унифицированную конструкцию.

Гидравлика Ми-35 имеет дублированную конструкцию, дополненную вспомогательным контуром. От основной системы запитано управление вертолетом, вспомогательная – применяется для работы демпфера в системе управления. На вертолете имеется пневматическая система, оснащенная индивидуальным компрессором. Сжатый воздух используется для работы тормозов на основных стойках шасси, герметизации проемов дверей кабины экипажа и грузового отсека, а также для подачи незамерзающей жидкости на лобовые стекла кабины.


Запас топлива на машине Ми-35 находится в пяти внутренних баках, общей емкостью 2165 л. Непосредственно в двигатели топливо подается из индивидуальных расходных баков. Все емкости соединены между собой магистралями и оборудованы перекачивающими помпами. Дополнительные баки располагаются на внешних подвесках под крыльями. Двигатели и основной редуктор оборудованы индивидуальными системами смазки с отдельными расходными емкостями.

Вертолет Ми-35 оснастили улучшенным несущим винтом, имеющим лопасти из композитных материалов. Для улучшения эффективности и увеличения срока службы введен доработанный механизм автоматического перекоса и износостойкие подшипники. Рулевой винт машины выполнен по традиционной для современных вертолетов Х-образной схеме, имеет лопасти из композитного материала.

Винты вертолета, ветровые стекла кабин и входные каналы подачи воздуха в двигатели оборудованы системой удаления льда, работающей от электросети. Входные каналы двигателей оборудованы обдувом теплым воздухом, компрессоры подогреваются горячим маслом.

На Ми-35 экипаж состоит из двух человек – командира и летчика-оператора.

По некоторым данным на Ми-35М может быть третий член экипажа – бортовой техник. Для защиты экипажа, элементов силовой установки, ответственных узлов гидравлической системы и основного редуктора привода винта установлены стальные плиты толщиной до 5 мм. В кабинах и дверях установлены бронестекла.

Кабина экипажа герметизирована. Для обеспечения комфортных условий применена система кондиционирования, включающая в себя кабины экипажа и грузовой отсек. На базе версии Ми-35П существует санитарная машина, способная перевозить двух лежачих и двух сидячих раненых, а также сопровождающего. Допускается перевозка десанта, состоящего из восьми человек. Транспортный вариант способен перевозить на внутренней и внешней подвеске 2400 кг груза.


На борту вертолета Ми-35М имеется система тушения пожаров, использующая фреон. Огнетушители установлены в моторных отсеках, около основного редуктора, в зоне установки расходных баков и дополнительной установки. Дополнительные средства тушения имеются в кабинах экипажа и в грузовом отсеке машины.

В носовой части вертолета Ми-35М расположена фиксированная стрелковая точка НППУ-23, оборудованная дистанционно управляемой 23 мм пушкой ГШ-23Л. Боекомплект размещен внутри установки и включает в себя 450 снарядов, установленных в лентах. Отличительной особенностью пушки являются два ствола, что позволило повысить огневую мощь. Пушка применяется для борьбы с бронированными наземными и воздушными целями на малых и средних расстояниях.

Для снижения негативного эффекта отдачи и вывода потока пороховых газов применяется локализатор. В дальнейшем предполагается установка пушки ГШ-23В, оборудованной системой жидкостного охлаждения. Машина с подобным вооружением получит обозначение Ми-35М2.

На версии Ми-35П на правом обтекателе носовой части фюзеляжа устанавливается неподвижная пушка ГШ-30, имеющая калибр 30 мм.

Четыре точки подвески допускают боевую нагрузку весом 1500 кг. На вертолетах могут использоваться свободно летящие ракеты типа С-13 или С-8, установленные в направляющих блоках.

Из-за различного калибра (122 и 80 мм соответственно) число блоков для ракет составляет соответственно или два или четыре. Проводились опытные вылеты машин с ракетами С-24, имеющими калибр 240 мм. Для борьбы с бронетехникой применяются управляемые комплексы «Штурм-В», либо «Атака-М».


Всего на борту может быть до восьми подобных ракет. Возможна установка двух дополнительных контейнеров, с двуствольными пушками ГШ-23Л. Боекомплект каждого контейнера состоит из 500 выстрелов. Вариант Ми-35М2 способен нести ракеты класса «воздух-воздух», входящие в состав комплекса «Игла-В».

Летно-технические характеристики и применение в боях

Сравнительная таблица показывает, что, несмотря на самый большой вес в своем классе вертолетов, российская машина уступает только Denel AH-2 по радиусу действия. Но южноафриканская машина выпущена тиражом всего 12 экземпляров, поэтому ее нельзя рассматривать как серьезного соперника.

Параметр Ми-35М Denel AH-2 McDonnell AH-64D Apache
Страна-изготовитель Россия ЮАР США
Длина, мм 17490 18730 17760
Высота, мм 4160 5185 4660
Диаметр основного винта, мм 17200 15580 14630
Диаметр рулевого винта, мм 3840 6355 2790
Предельный вес, кг 11500 8750 9525
Мощность силовой установки на взлете, л.с. 2*2200 2*1845 2*1695
Максимальная скорость, км/час 300 309 365
Боевой радиус, км 550 704 482
Перегоночная дальность, км 1000 (с внешними баками) 1260 1899
Потолок, м до 5400 до 6100 4465
Экипаж, чел 2 2 2
Грузоподъемность 2400 кг или 8 чел. 2032 кг 771 кг

На вертолетах AH-2 используется 20 мм пушка, имеющая значительный (700 выстрелов) боекомплект. Расширенный (до 1200 штук) запас патронов имеет и 30 мм пушка М230, применяемая на Apache. Российская машина Ми-35 может противопоставить зарубежным аналогам подвесные контейнеры со стрелковым вооружением. Перечень ракетного вооружения на вертолетах схожий, включает в себя неуправляемые и управляемые ракеты, предназначенные для борьбы с наземными целями.


Из-за небольшого числа построенных машин, она ограниченно используется в боевых конфликтах. Первая потеря строевого Ми-35М произошла из-за недостаточной квалификации экипажа и ошибочной работы радара. В начале осени 2012 года вертолет врезался в склон горы в Дагестане.

Первым относительно боевым опытом использования техники стало патрулирование приграничных зон России и Украины, выполнявшееся в период присоединения Крыма. Вертолеты Ми-35М вступили в настоящий бой в ходе борьбы с исламскими террористами на территории Ирака. В середине 2014 года две машины были уничтожены огнем с земли, при этом оба экипажа погибли.

На счету иракских вертолетчиков числятся несколько десятков уничтоженных террористов. Машины применяются ВКС России в боевых действиях на территории Сирии. На сегодняшний день официально признана потеря двух российских вертолетов.

Проведенный комплекс доработок позволил вдохнуть жизнь в стареющего «Крокодила».

Кроме того, предприятие продолжает вести модернизацию техники. Минусом является скудное финансирование и одновременный выпуск вертолета Ми-28Н, который требует ресурсов для дальнейшего развития. Несмотря на сложности, коллектив завода выводит машины Ми-35 на новые рынки.

Так, в 2017 году первые машины получил Пакистан, Мали и Нигерия. В текущем году поставки Ми-35 в эти страны продолжатся. В 2018 году планируется передача 12 Узбекистану. Эти факты указывают на то, что техника ОКБ Миля продолжает оставаться востребованной на мировом рынке вооружений.

Видео

Продолжаю выкладывать фотографии того,что попроще и побыстрее,иначе нет времени на полеты.... Итак еще один вертолет в воздухе: Ми-24ВМ.
Ми-24ВМ (Ми-35М, AH-2 Sabre) - российский транспортно-боевой вертолёт круглосуточного применения разработанный в ОКБ Миля и серийно выпускающийся в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России» как на экспорт, так и для нужд Минобороны России. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине или на внешнем подвесе. На данный момент построено более 120 вертолетов...
Машина которая была продемонстрировали нам в воздухе,принадлежит РВЗ(Росвертол).
И снова много похожих фотографий:-))



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М.Л.Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата. Новая модификация получила обозначение Ми-24ВМ, а на экспорт вертолёт поставляется как Ми-35М. Первый прототип Ми-35М был построен в 1995 году. В 2004 году планировалось завершить ГСИ.

На вертолете установлены несущий и рулевой винты с композитными лопастями, разработанные для Ми-28Н, более мощное высокоточное оружие, а также бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное боевое применение. Модернизация обеспечит продление срока эксплуатации существующего парка вертолетов Ми-24 (Ми-35) как минимум на 10-15 лет. Существенное улучшение летно-технических характеристик, повышение эффективности вооружения, возможность боевого применения ночью увеличат боевую эффективность Ми-24ВМ в 1,7-2,2 раза по сравнению с Ми-24.

Первый полет Ми-24ВМ выполнил 4 марта 1999 года под управлением экипажа Г. Ананьева. Вместо старых устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним - шестнадцать.

Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП-1В Липа диктовалось условиями защиты от ракет воздух-воздух с ИК-ГСН, то положение более совершенной станции защиты Мак-УФМ, установленной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет ПЗРК.

Ми-24ВМ оборудован современным высоэффективным комплексом вооружения: несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23 (боекомплект - 470). Подвижность пушки по азимуту находится в пределах +10...-40, по углу места - +60...-60 На балочных держателях под каждой консолью предусматривается подвеска вооружения (до 16 ПТУР комплекта "Атака-В", "Малютка" или "Фаланга-М"; до 10 НУР С-13; до 80 НУР С-8, до 2 УР класса "воздух-воздух", бомб калибра до 500 кг).

Для боевой работы в любое время суток вертолет оснащен круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом, очками ночного видения и тепловизионным прицелом; для повышения боевой живучести вертолет может быть оборудован бортовым комплексом обороны - экранно-выхлопным устройством, станцией активных помех "Липа", кассетами ИК-ловушек, а также станцией сигнализации об облучении вертолета РЛС противника Л006ЛМ.

Опыт эксплуатации Ми-24, в том числе и во время боевых действий в локальных конфликтах при отсутствии современной ПВО показал, что убирающееся шасси ему, кроме неприятностей, ничего не дают. Хотя с убранным шасси вертолет Ми-24 на 30% менее заметен в радиодиапазоне, имеет на 10 км/ч большую максимальную скорость полета и меньшие километровые расходы топлива на крейсерской скорости.

В случае, когда шасси не удавалось выпустить или просто об этом забывали, это нередко приводило к выходу машины из строя на длительный срок, а экипаж получал тяжелые травмы. Поэтому решили сделать шасси неубирающимся, плюс высвободились 120 кг.

Усовершенствовали радиооборудование и вооружение, в том числе и аппаратуру радиокомандного наведения ПТУР Атака - Тор-24, заменивших прежние Штурмы и аппаратуру Радуга-Ш. Комплект возрос до 16 ракет. Новые ракеты позволили не только повысить вероятность поражения целей но и расширить их номенклатуру. Поскольку можно будет использовать ПТУРы с различными боевыми частями (кумулятивная, осколочно-фугасная), то их целями будут не только бронемашины и танки, но и долговременные укрепленные огневые точки противника.

ПТУРами можно бороться и с летательными аппаратами, так как предусмотрена их комплектация неконтактным радиовзрывателем. А запланированная установка бортового вычислительного комплекса БВК-24 и лазерного дальномера значительно повысят эффективность вооружения. Кроме того, в процессе модернизации вертолета предлагается включить в состав вооружения малогабаритные зенитные ракеты 9М39 Игла-В в варианте воздух-воздух.

Предусматривается создание десантно-транспортной модификации, предназначенной для высадки тактического десанта до 8 человек и разведывательных диверсионных групп, снабжения передовых частей боеприпасами, перевозки войсковых подразделений и грузов внутри кабины массой до 1500 кг. Санитарный вариант предназначен для эвакуации с поля боя раненых и перевозки больных. На вертолете предусмотрены места для двух носилок, двоих сидячих больных и одного медработника. В машине размещаются средства для оказания первой медицинской помощи, кислородное оборудование.

Для оповещения экипажа об аварийном остатке топлива, пожаре в двигательных отсеках, отказе гидросистем и других аварийных ситуациях на вертолете может быть установлен речевой информатор и системы световой сигнализации. Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь вертолета с другими летательными аппаратами в воздухе, а также связь вертолета с наземными пунктами в МВ1-МВ2-ДМВ-КВ диапазонах частот. Управление полетом, стабилизация его угловых положений (по курсу, крену, тангажу и высоте) обеспечивается САУ-В24-1.

По сравнению с базовым вариантом Ми-24 конструкция вертолета Ми-24ВМ значительно облегчена. Предусматривается применение отдельных систем, агрегатов, узлов, оборудования и вооружения вертолета Ми-28Н. Крыло вертолета укороченное и облегченное с уменьшенным количеством точек подвески и применением облегченных балочных держателей. Шасси неубирающееся, что тоже ведет к облегчению конструкции.

Для защиты экипажа передняя кабина оборудуется пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронированной стенкой сидения летчика. Бронеплиты могут быть установлены по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Для обеспечения возможности пилотирования вертолета в случае ранения летчика предусматривается установка дублирующих органов управления.

Поставлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный, четырехлопастной рулевой винты от Ми-28. Лопасти несущего и рулевого винтов снабжены электротепловой противообледенительной системой. Вертолет может быть оснащен пылезащитным устройством. Программой модернизации предусматривается проведение организационных мероприятий по продлению сроков эксплуатации вертолета.

Для потенциальных заказчиков разработано пять вариантов модернизации Ми-24, причем предложенная программа позволяет реализовать сочетание любых из них. Работы по модернизации могут выполняться непосредственно в строевых частях, на ремпредприятиях и серийных заводах. Для зарубежных заказчиков, которые эксплуатируют свыше 300 вертолетов данного типа, стоимость доработки Ми-35 в Ми-35М составит от 1 до 1,5 миллиона долларов.

Серийный выпуск Ми-24ВМ и его экспортной модификации начался на «Роствертоле» в 2005 году.

В 2008 году был подписан контракт на поставку Бразилии 12 Ми-35М3 на сумму $150 млн. Те наш борт Ми-35М-3 это бразильский вариант?:-)))

Контракт на поставку ВВС России 22 вертолётов Ми-35М (Ми-24ВМ) был подписан в 2010 году, позже был подписан ещё один контракт на 27 машин с поставкой в 2012-2014 годах.
В сентябре 2010 года был получен заказ на 24 Ми-35М для Государственной пограничной службы Азербайджана. Поставка вертолётов была произведена с декабря 2011 по январь 2014.

Венесуэле под обозначением Ми-35М2 предположительно поставлялись Ми-24ПК2.
В 2012 году с Ираком был подписан контракт общей суммой $4,2 млрд на поставку различной военной продукции, среди прочего, включающий заказ на 24 вертолёта Ми-35М с полным вооружением до 2017 года.

Итого на данный момент построено более 120 вертолетов различных модификаций...

Правильно ли я понимаю,что этим вертолетом управлял Александр Васильевич Чернышев,заслуженный летчик-испытатель России?

Кто может опознает?

А почему не все подвески заняты вооружением?

Ну и завершающий аккорд....

Тактико-технические характеристики Ми-24ВМ (Ми-35М3)
Технические характеристики
Экипаж: 2
Пассажировместимость: 8
Грузоподъёмность: до 1500 и до 2400 кг (в кабине и на внешнем подвесе соответственно)
Длина: 17,49 м
Диаметр несущего винта: 17,2 м
Диаметр рулевого винта: 3,84 м
Высота: 4,16 м
Масса пустого: 8360 кг
Нормальная взлётная масса: 10900 кг
Максимальная взлётная масса: 11500 кг
Силовая установка: 2 × ТВаД «Климов» ВК-2500-II
Мощность:
2 × 2700 л. с. (чрезвычайный режим)
2 × 2200 л. с. (взлётный режим)
2 × 1500 л. с. (крейсерский режим)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 240-260 км/ч
Практическая дальность: до 550 км
Перегоночная дальность: до 1000 км с ПТБ
Статический потолок: 3150 м
Динамический потолок: 5100-5400 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов)
Точки подвески: 4
Боевая нагрузка: до 1500 кг
Варианты вооружения (в зависимости от задачи):
Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М» (до 8 шт.)
Неуправляемые ракеты: 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4-х блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм
Подвесное пушечное вооружение: 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2 × 250 снарядов)

Ми-35 является модернизированным вариантом вертолета Ми-24. Этот ударный вертолет выпускается как для нужд российского Минобороны, так и на экспорт.

Основными задачами, возлагаемыми на эту боевую машину, являются:

  • уничтожение бронетанковой техники противника;
  • огневая поддержка сухопутных и десантных подразделений;
  • эвакуация раненых и больных;
  • перевозка грузов в кабине и с помощью внешней подвески.

Особенности Ми-35

Разработка этой боевой машины началась в 1968 году, а окончательный его облик сформировался лишь в 1973 году. По сути своей, Ми-35 – это экспортный вариант ударного многоцелевого вертолета Ми-24 . С конструктивной точки зрения, большим достоинством вертолета явилась унификация многих его узлов с теми, которые использовались в Ми-8 и Ми-14 .

Те характеристики, которыми обладает Ми-35, в полной мере оправдывают тот факт, что зачастую его называют «летающей боевой машиной пехоты». Дело в том, что с самого начала экипаж экипировался летными бронешлемами и бронежилетами , в бронированном исполнении были лобовое стекло кабины и сидения экипажа, локальные бронеплиты были установлены на капотах двигателей и на бортах кабины.

Устойчивость вертолета на скоростях, превосходящих 200 км/час, обеспечивается за счет того, что на нем было установлено крыло, имеющее отрицательную стреловидность, равную -12°. Для повышения эффективности путевого управления используется тянущий хвостовой винт. Все это позволило увеличить скорость машины до 300 км/час.

Вооружение вертолета

Вооружение, которым оснащен вертолет, также в полной мере оправдывает звание летающей БМП. В частности, на нем с первых же дней его существования были установлены:

  • ракеты «Фаланга-М», имеющие ручную систему управления;
  • пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А – 12,7;
  • балочные держатели для НУР или для свободнопадающих бомб.

Впоследствии вооружение боевой машины было усовершенствовано, благодаря тому, что на ее борту появилась пулеметная установка УСПУ – 24 с пулеметом ЯкБ – 12,7, обладающим скорострельностью 4 500 выстрелов в минуту, и ракетный комплекс «Фаланга-П».

Конструкция

Летные и боевые характеристики вертолета в значительной мере обеспечиваются за счет той удачной формулы, которая использована в его конструкции. Ми-35 создан в соответствии с классической одновинтовой схемой, имеет пятилопастной трехшарнирный несущий и трехлопастной рулевой винты. Убирающееся шасси состоит из трех стоек, причем передняя опора является управляемой.

Двухместная кабина, предназначенная для экипажа, выполнена по тандемной схеме и расположена в носовой части машины. Отдельная передняя кабина предназначена для стрелка-оператора. Кабина летчика, находящаяся на втором плане, приподнята над передней кабиной на 0,3 м для обеспечения удобства обзора. Бортмеханик размещается на откидном сиденье, установленном в отсеке оборудования, находящемся за кабиной летчика. Обе кабины экипажа герметизированы, имеют систему обогрева и вентиляции. В них поддерживается избыточное давление небольшого уровня, что позволяет исключить попадание зараженного воздуха в боевой обстановке.

Безопасность машины и персонала обеспечивается бронированием с помощью стальных плит:

  • кабины экипажа;
  • коробки приводов;
  • маслобаков двигателей;
  • редукторов;
  • гидробака;
  • кресла летчика, которое имеет откидную бронеспинку и бронезаголовник;
  • перегородки между кабинами.

Более того, бронированными являются и лобовые стекла, на которых для обеспечения обзора установлены стеклоочистители.

Центральная часть фюзеляжа включает в себя:

  • грузовую кабину, способную принять восемь десантников;
  • заднюю конусообразную часть, где находится оборудование и ниши для уборки основных опор шасси.

Чтобы обеспечить стабильную скорость и устойчивость во время поступательного движения, ось несущего винта одновременно наклонена на 4,5° вперед и на 2,5°вправо.

Приборное оборудование

Вертолет имеет современное приборное оборудование, повышающее точность применения установленного на борту вооружения и обеспечивающее ориентирование экипажа.

В частности, круглосуточное обнаружение и опознавание объектов на расстоянии, превышающем 4 км, обеспечивается с помощью приборов ночного видения, а также тепловизионной системы наблюдения марки IRTV-44 MGH. Точность определения текущих координат боевой машины гарантируется современной спутниковой навигационной системой GPS 115L GARMIN.

Таким образом, вертолет Ми-35 является хорошо вооруженной и надежной боевой машиной, способной выполнять разнообразные задачи в боевых условиях.

Видео о Ми-35

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как сообщила газета "Известия", ссылаясь на источник в военном ведомстве, российское Министерство обороны планирует масштабную модернизацию парка ударных вертолётов Ми-35. Новая модификация вертолёта получит индекс Ми-35МВ и неофициальное "прозвище" "Супер-крокодил".

Вертолёт Ми-35М является глубокой модернизацией легендарного советского штурмового вертолёта Ми-24В и серийно выпускается с 2005 года, как для российской армии, так и на экспорт.

По сравнению с Ми-24, Ми-35М имеет ряд существенных отличий:

  • Неубирающееся шасси, обеспечивающее энергопоглощение при ударе.
  • Новый композитный несущий винт, и Х-образный рулевой винт, аналогичный применяемым на вертолёте Ми-28Н.
  • Новые двигатели ВК-2500
  • Укороченное крыло с уменьшенным (с 3 до 2) точек подвески вооружения. Вместе с тем, Ми-35М несёт существенно больший боекомплект противотанковых управляемых ракет (ПТУР) - до 16, вместо 4-8 на Ми-24.
  • Современное бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее эффективно действовать ночью и в сложных метеоусловиях.

Вертолёты Ми-35М активно применялись и применяются группировкой ВКС России в ходе боевых действиях на территории Сирии, а также иракскими ВВС в боевых действиях против террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России). В ходе боевых действий, вертолёты Ми-35М продемонстрировали высокую надёжность, живучесть и боевые характеристики.

Если к моменту начала эксплуатации Ми-35М в российских вооружённых силах, он рассматривался как некий "временный" вертолёт, чтобы ускорить перевооружение армейской авиации на новую технику (массовое производство вертолётов Ми-28Н и Ка-52 в тот момент только "набирало обороты"), то по результатам боевого применения в Сирии, было принято решение не только продолжать эксплуатировать эти вертолёты даже в отдалённом будущем, но и провести модернизацию имеющегося парка вертолётов данного типа.

Впервые прототип модернизированного Ми-25 был представлен на форуме "Армия-2018". В ходе модернизации, на Ми-35М будет произведёт существенный комплекс доработок. Главными аспектами модернизации станут:

  • Усиление броневой защиты вертолёта
  • Новые двигатели
  • Установка модернизированной обзорно-прицельная система ОПС-24Н-1Л. Данная система состоит из 4 оптико-электронных станций наблюдений размещаемых в различных точках вертолёта (в носовой и хвостовой частях, а также под крыльями), которые обеспечивают всеракурсный обзор пространства вокруг вертолёта. По сравнению с имеющейся обзорно-прицельной системой ОПС-24Н-1 будет оснащена уникальной инфракрасной камерой коротковолнового диапазона, созданная концерном "Швабе". Камера обеспечивает эффективный обзор, а также обнаружение и распознавание даже малоразмерных целей ночью, в сложных метеоусловиях, в условиях сильной задымлённости, пылевых бурь и т.д.
  • Оснащение вертолёта комплексом бортовой обороны "Президент-С", обеспечивающая эффективную защиту от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов и ЗРК малой дальности, оснащённых тепловыми головками самонаведения (ГСН). Комплекс "Президент-С" состоит из ультрафиолетовых пеленгаторов, лазерных станций оптико-электронного подавления, центральное вычислительное устройство и устройства отображения информации. При обнаружении факта пуска ультрафиолетовыми пеленгаторами, производится оповещение экипажа о ракетной атаке с указанием направления подлёта ракеты противника, а также автоматический отстрел большой серии ложных тепловых целей. По данным от пеленгаторов, станции оптико-электронного подавления полностью "ослепляют" ГСН атакующей ракеты, что обеспечивает её увод от цели.
  • Расширение спектра применяемого управляемого оружия. В дополнение к "штатным" противотанковым ракетам семейств "Штурм" и "Атака", Ми-35М будет способен применять противотанковые ракеты " ". Данные ракеты имеют сверхзвуковую скорость полёта, что выгодно отличает их от прочих ПТУР, и систему наведения, работающую по принципу телеориентирования в луче лазера. Кроме "Вихрей" Ми-35МВ может быть вооружён ракетным комплексом "Стрелец" с ракетами 9М342 (применяется в переносном зенитно-ракетном комплексе "Игла-С"), что обеспечит вертолёту возможность эффективной борьбы с воздушными целями.

Модернизация, как видно, существенно расширит боевые возможности Ми-35М, которые будут сопоставимы с возможностями более новых вертолётов Ка-52 и Ми-28Н и даже превосходящими их по ряду параметров. Ми-35ВМ станет крайне эффективным средством огневой поддержки на поле боя, способным успешно действовать как в современных локальных конфликтах против террористических группировок и иррегулярных воинских формирований, так и в "классических" боевых действиях против технически развитого противника, обладающего современной бронетехникой и средствами ПВО.

Павел Румянцев

"Новый Оборонный Заказ. Стратегии"

Ми-24 ВМ, представляющего собой модификацию знаменитой советской винтокрылой машины. Советские летчики называли его "летающим танком" по аналогии с известным в годы ВОВ штурмовым самолетом Ил-2. Неофициальное прозвище боевого аппарата было "Крокодил" из-за типовой схемы камуфляжа вертолета.

Когда возник предшественник Ми-35М?

В начале 1960 годов советскому конструктору Михаилу Милю стало ясно, что тенденция к всевозрастающей мобильности боя приведет к созданию летающих боевых машин поддержки пехоты, которые могли бы быть использованы для выполнения как боевых, так и транспортных задач. Первый макет вертолета В-24, выражающего эту концепцию, разработанный под руководством Миля, был представлен в 1966 году в экспериментальном цехе Министерства авиапромышленности. Концепция этого изделия была основана на другом проекте - вертолете общего назначения В-22, который самостоятельно никогда не летал. В-24 ​​имел центральный грузопассажирский отсек, который мог вместить восемь человек, сидящих спиной к спине, и маленькие крылья, способные нести до шести ракет и расположенные в верхней задней части вертолета, а также двухствольную пушку.

Принятие решения о начале разработки

Миль предложил свою конструкцию руководителям советских вооруженных сил. В то время как она получила поддержку ряда военачальников, другие из них посчитали, что развитие обычных вооружений было бы лучшим использованием ресурсов. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого зама министра обороны, маршала Андрея Гречко, созвать экспертов для изучения этого вопроса. В конечном итоге предложение Миля победило, и запрос Минобороны на разработку вертолета для поддержки пехоты был выдан. Так начал свой долгий путь развития боевой вертолет Ми-35М. История его разработки проходила на фоне развития и использования боевых и ударных вертолетов со стороны армии США во время Практика их применения убедила советское руководство в преимуществах вооруженного вертолета и способствовала поддержке развития проекта Ми-24, который в наше время превратился в вертолет (Миль) Ми-35М.

Ход разработки

Поначалу инженеры КБ Миля подготовили два основных конструктивных варианта: 7-тонный одномоторный и 10,5-тонный двухмоторный. 6 мая 1968 года была выпущена директива приступить к разработке второго варианта. Работа шла под руководством Миля вплоть до его смерти в 1970 году. Началась работа по проектированию в августе 1968 года. Полномасштабный макет вертолета был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа, впоследствии превратившегося в вертолет Ми-35М, начались 15 сентября 1969 с привязкой системы наведения, а четыре дня спустя был проведен первый свободный полет. Вскоре был построен и второй экземпляр, а затем выпущена пробная партия из десяти вертолетов.

Доработки по замечаниям военных

Прототипов нынешних Ми-35М - вертолетов Ми-24 - начались в июне 1970 года, продолжаясь в течение 18 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию, были направлены на усиление структурной прочности, устранение проблемы усталости и снижение уровня вибрации. Кроме того, отрицательный 12-градусный уклон был введен в крыльях с целью устранения тенденции вертолета к рысканию из стороны в сторону на скоростях свыше 200 км/ч, а ракетные пилоны комплекса “Фаланга-М» были перенесены из фюзеляжа на законцовки крыльев. Рулевой винт был перемещен с правой на левую сторону хвоста, а направление вращения изменено на обратное. Ряд других конструктивных изменений был сделан до начала производства первой версии Ми-24А в 1970 году. Получив подтверждение своей работоспособности в 1971 году, она через год была официально принята на вооружение.

Общий обзор конструкции

В основном она была заимствована у вертолета Ми-8 (по классификации НАТО "Хип") с двумя турбодвигателями верхнего расположения, пятилопастным главным винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Конфигурация двигателей дала вертолету Ми-35М его характерные воздухозаборники с двух сторон фюзеляжа. Оригинальные версии имеют тандемную схему кабины: впереди помещается стрелок, а над ним и несколько позади сидит летчик.

Фюзеляж Ми-24 был сильно бронированным и мог противостоять воздействию от попаданий 12,7 мм пуль со всех направлений. Титановые лопасти также устойчивы к 12,7 мм боеприпасам. Кабина защищена ветровыми бронестеклами и поддоном, армированным титаном. В герметизированной кабине экипажа поддерживается избыточное давление для защиты экипажа в условиях радиоактивного заражения.

Летные характеристики

Значительное внимание было уделено приданию Ми-24 максимально возможной скорости. Фюзеляж был выполнен обтекаемым и оснащен выдвижным шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. На высокой скорости крылья обеспечивают значительную подъемную силу (до четверти от общей ее величины). Основной винт наклонен на 2,5° вправо от фюзеляжа, чтобы компенсировать тенденцию к перекосу в неподвижном состоянии. Шасси также наклонено влево, что отклоняет весь боевой вертолет Ми-35 в ту же сторону, когда он находится на земле. При этом основной винт находится в горизонтальной плоскости. Хвост также асимметричный, что создает на него боковое усилие на скорости, таким образом разгружая хвостовой винт.

Модификации основной модели

Первым серийно выпускаемым с 1971 г. вертолетом стал Ми-24А. Он еще не имел тандемной кабины, а его хвостовой винт поначалу располагался справа. После переноса винта на левую сторону он остается там на всех последующих моделях.

Следующий пошедший в серию с 1973 г. вертолет был модели Ми-24Д. На нем впервые появляется тандемная кабина.

С 1976 г. в серийный выпуск пошла модель Ми-24В, на которой впервые появляются противотанковые ракеты системы Штурм-В. До 1986 года их устанавливалось всего 4, а затем их число увеличилось до 16.

Вершиной советского этапа развития бренда Ми-24 стала модель Ми-24 ВП, выпускавшаяся с 1989 года. Кроме противотанковых ракет Ми-24 ВП был оснащен ракетами «воздух-воздух» и зенитными ракетами «Игла-С». Таким образом, он мог поражать как наземные бронированные, так и воздушные цели (вертолеты, самолеты-штурмовики. беспилотники). Его американский аналог AH-64A Apache значительно уступал ему в скорости, боевых возможностях. защищенности.

Российский этап модернизации бренда

С распадом СССР прервалось более чем на 20 лет и развитие знаменитого семейства «милевских» штурмовых вертолетов. Модель Ми-24 ВП была выпущена всего в 30 экземплярах.

Наконец во второй половине 2000 годов появилась и чисто российская Ми-24ВМ. У него неубираемое шасси, он может нести следующие виды ракет: противотанковые типа «воздух-воздух» и зенитные типа «Игла-В». Для защиты от наземных ПЗРК, наводящихся на тепловое излучения он оборудован системой защитных инфракрасных помех.

На экспорт вертолет Ми-24ВМ поставляется под обозначением Ми-35М. Как же он выглядит? Фотографии реальных боевых машин не всегда могут передать все особенности конструкции. Очень наглядно передает их пластиковая модель вертолета Ми-35М (1:72) «Звезда», широко распространенная среди российских и зарубежных любителей авиационной техники и показанная на фото ниже.

Рекорды скорости полета на Ми-24В

Он был самой распространенной моделью данной боевой машины. На Ми-24В было установлено несколько мировых рекордов скорости полета и времени подъема на заданную высоту. Вертолет был модифицирован, чтобы как можно больше уменьшить его вес - одной из доработок стало удаление заглушек крыльев.

Несколько официальных рекордов в различных номинациях на Ми-24В были установлены женским экипажем в составе Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской в 70-е годы прошлого века. Так 16 июля 1975 г. ими была достигнута скорость 341,32 км/ч при полете по прямой на расстояние 15/25 км, а 18 июля 1975 г. установлен скоростной рекорд в 334,46 км/ч при движении по кругу в 100 км. 1 августа 1975 г. при полете по кругу в 500 км эта величина составила 331,02 км/ч, а 13 августа 1975 г. при движении без полезной нагрузки по замкнутой траектории длиной 1000 км вертолет разогнался до 332,65 км / ч. Эти рекорды держатся до настоящего времени.

Сравнение с западными вертолетами

Чем отличается вертолет Ми-35М? Характеристики его сочетают качества бронированной боевой машины и Он не имеет прямого аналога в армиях стран НАТО. Известно, что вертолеты UH-1 ("Хьюи") использовались во время войне во Вьетнаме либо для переброски войск, либо как боевые машины, но они не были в состоянии выполнять обе эти задачи параллельно. Преобразование UH-1 в боевой вертолет означало зачистку всего отсека для размещения пассажиров под дополнительное топливо и боеприпасы, и как следствие, утрату возможности использовать его как транспортное средство. Ми-24 и все его последующие модификации, включая и Ми-35М, был разработан для выполнения обеих задач, и его возможности подтвердились во время войны в Афганистане в 1980-1989 гг.

Ближайшим западным эквивалентом его был Sikorsky S-67 Blackhawk, который использовал многие из тех же принципов проектирования и был построен как высокоскоростной и высокоманевренный штурмовой вертолет с ограниченными транспортировочными возможностями и использованием множества узлов от более ранней модели Sikorsky S-61. S-67, однако, не был принят на вооружение. Ми-24 был назван единственным в мире "штурмовым вертолетом" благодаря сочетанию огневой мощи и способности к переброске войск.